«Туркменская музыка» книга Успенский Виктор Александрович (совм. с В. М. Беляевым, М., 1928, т. 1, Аш., 1979),


Успенский Виктор Александрович

(1879.31.VIII- 1949.9.X)

 Композитор, музыкант-этнограф, педагог, общественно-музыкальный деятель.Исследователь музыкальной культуры Средней Азии.Народный артист ТуркменССР (1929) и УзССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жыл в Средней Азии. В 1898 окончил Оренбургский военный кадетский корпус. В 1900—1904 был на военной службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. конс. по кл. композиции у А. К. Лядова. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Средней Азии. В 1923 записал в Бухаре “Шашмаком”. В 1925—1929 провел 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал более 350 народных песен и инстр. пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнограф. экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узбекскую народную музыку. В 1932—1949 научный сотрудник, заведующий кабинетом музыки Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и руководителей Ташкентской народной консерватории, где в 1918—1922 вел курс гармонии. В 1928—1934 преподавал в Ташкентском музыкальном техникуме, с 1934 проф. Высшей муз. школы (с 1936—Ташкентская консерватория), где преподавал муз –теоретические предметы.Декан музыкально-теоретического факультета.Автор научных трудов «Туркменская музыка» (совм. с В. Беляевым, М., 1928, 2-е изд. Ашхабад, 1979, Т. 1), «Музыка на тексты А. Навои» (1940), «Узбекская вокальная музыка» (1950).Соч.: муз. драма Фархад и Ширин (1936, Ташкент, 2-я ред. совм. с Г. Мушелем, инструментовка частично совм. с С. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же, 3-я ред. совм. с Г. Мушелем, 1957 там же); для симф. оpк. — Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. нар. инстр. и солистами-вокалистами, 1947), Четыре мелодии народов Средней Азии (1934), Туркменское каприччио (1945); для ф-п. — Новелла (1947); для хора и ф-п. — В бой, богатыри (сл. Чусти, 1941), Походный марш (1941); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. «Ёрилташ» Ш. Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), «Муканна» X. Алимджана (совм. с Г. Мушелем, 1943, Узб. драм. т-р им. Хамзы, Ташкент).Награжден орденом “Знак Почета”. Его именем названа специализированная детская музыкальная школа при Ташкентской консерватории.Место захоронения:Кл№1(Боткинское)Карта№16.

От: Copyright, 2003-2014 Агентство по уходу за памятниками и могилами в Ташкенте.

Успенский Вик. А. (Музыкальная энциклопедия)

Виктор Александрович (19 (31) VIII 1879, Калуга — 9 X 1949, Ташкент) — сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1929) и Узб. ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Ср. Азии. В 1898 окончил Оренбургский воен. кадетский корпус. В 1900-04 был на воен. службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова; учился игре на арфе там же. В 1914-17 в армии. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Ср. Азии. В 1923 записал в Бухаре шашмаком. В 1925-29 провёл 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал нар. песни и инстр. пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнографич. экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узб. нар. музыку. В 1932-49 науч. сотрудник Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и руководителей Ташкентской нар. консерватории, где в 1918-22 вёл курс гармонии. В 1928-34 преподавал в Ташкентском муз. техникуме, с 1934 профессор Высшей муз. школы (с 1936 — Ташкентская консерватория), где преподавал муз.-теоретич. предметы. На основе собств. записей муз. фольклора составил труды «Туркменская музыка» (совм. с В. М. Беляевым, М., 1928, т. 1, Аш., 1979), «Музыка на тексты А. Навои» (1940), «Узбекская вокальная музыка» (1950); опубликованы записи шашмакома (1924; 1966-1979). Обработал ряд узб. нар. песен (для голоса с фп., для симф. оркестра). Как композитор, У. стремился к достижению синтеза узб. и европ. средств муз. иск-ва. Автор сочинений на узб. нар. темы разных жанров, в т. ч. муз. драмы «Фархад и Ширин» (по поэме Навои, 1934), в к-рой одним из первых в узб. муз. практике использовал малый симф. оркестр и вок. ансамбли.

Сочинения: муз. драма Фархад и Ширин (1936, Узб. муз.-драм. т-р, Ташкент; 2-я ред. совм. с Г. А. Мушелем, инструментовка частично совм. с С. П. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же; 3-я ред. оперы совм. с Мушелем, 1957, Узб. т-р оперы и балета); для орк. — Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. нар. инструментами и солистами-вокалистами, 1947), 4 мелодии народов Ср. Азии (1934), Туркменское каприччо (1945); для фп. — Новелла (1947) и др.; для хора с фп. — В бой, богатыри (слова Чусти, 1941), Походный марш (1941); музыка к спектаклям драм. т-ра — «Ёрилташ» Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), «Муканна» Алимджана (совм. с Мушелем, 1943, Узб. драм. т-р имени Хамзы, Ташкент).Литература: Беляев В., Крупный исследователь народной музыкальной культуры, «СМ», 1937, No 4; Вызго Т. С., Виктор Александрович Успенский, Таш., 1950; её же, Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970, с. 132-38, 144-58, 306; Pеккер Я., В. А. Успенский. Музыкально-этнографическая я композиторская деятельность в Узбекистане и Туркмении, М., 1953, Таш., 1959.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s