ТУРКМЕНИСТАН – РОДИНА БЕЛОЙ ПШЕНИЦЫ — ترکمنستان زادگاه گندم سفید


сравнивая со старыми найденных пшеницы

сравнивая со старыми найденных пшеницы

 Туркменистан: Овез ГУНДОГДЫЕВ — Об этом свидетельствуют исторические документы и археологические материалы

Территория Туркменистана является одним из мировых центров происхождения культурных растений. Еще в 20-х годах ХХ века знаменитый академик Н.И.Вавилов указал на Туркменистан как на родину первых земледельцев. Впоследствии это предположение подтвердилось археологическими раскопками.

Особенно показательны археологические материалы, обнаруженные в районе поселения Джейтун (в 25 км северо-западнее Ашхабада). Совместная туркмено-российско-английская экспедиция под руководством археолога К.Курбансахатова установила, что предки туркмен, жившие в Джейтуне в VI тыс. до нашей эры, то есть 8 тысяч лет назад, были знакомы с зерновыми культурами. Все растительные остатки, обнаруженные на поселении Джейтун, подверглись тщательному анализу (применялся спектрометрический акселератор для получения радиокарбоновых дат) в лаборатории Оксфордского университета. «Имеющиеся результаты, — пишет К.Курбансахатов, — дают убедительные свидетельства того, что жители Джейтуна выращивали одомашненные виды пшеницы-однозернянки, пшеницы-эммер и шестирядный ячмень, здесь были найдены разновидности злаков с голыми зернами и с шелухой. В небольшом количестве найдены и зерна гексоплоидной (хлебной) пшеницы… При раскопках обнаружены также растительные остатки в строительных материалах: в глиняной обмазке, штукатурке и в булкообразных кирпичах, которые представляют собой солому от зерновых культур. Этот факт свидетельствует, что зерновые культуры выращивались на месте».

Археологические данные являются твердыми доказательствами того, что в Южном Туркменистане проживали древнейшие в мире земледельцы, выращивавшие пшеницу разных сортов. Хлеб и каши из ячменя были в то время достаточно распространенными продуктами питания.

Уже к III тыс. до нашей эры предки туркмен вывели высокоурожайный сорт пшеницы, называемый ныне «ак бугдай». Опираясь на научные исследования, президент страны Сапармурат Ниязов написал в своей книге «Рухнама»: «История подтвердила, что родиной белой пшеницы — «ак бугдая» — является Туркменистан. Ожило, заговорило пшеничное зерно, выращенное здесь пять тысяч лет назад и найденное сравнительно недавно в окрестностях Анау…».

К концу I тыс. до нашей эры площадь орошаемых земель в Туркменистане заметно расширилась, что было связано с образованием Великой Парфянской империи. Китайские летописи свидетельствуют, что в Парфии люди занимались земледелием достаточно активно: «Здесь сеют рис и пшеницу и делают вино из винограда». О хлебопашестве и виноградарстве в Парфии свидетельствуют и монеты парфянских царей. Например, в чекане Фраата IV (38 г. до нашей эры) изображены пшеничные колосья и гроздья винограда.

Хлебопашеству уделяется большое внимание в священной книге наших предков – зороастрийской «Авесте», отдельные части которой относят ко II тыс. до нашей эры. В частности, в разделе «Видевдат» (глава «Земля») говорится: «Безрадостна же та земля, что долго невозделанной лежала, [предназначенная] для возделывания земледельцем, блага жаждущая от ее населяющего… Кто эту землю обрабатывает, о Спитама – Заратустра, левой рукой и правой, правой рукой и левой, приплод приобретает…».

Далее уже сама Земля обращается к земледельцу с такими словами: «О, муж! Меня ты обрабатываешь… воистину насыщу страны, воистину буду приносить, пусть пожинают все съестное, сверх изобилия зерна».

Вообще, согласно «Авесте», основная добродетель человека – это прилежное занятие сельским хозяйством, бережное отношение к скоту и усердная обработка земли. Хлебопашество считалось богоугодным делом: «Кто возделывает хлеб, тот возделывает Правду… Когда появляется зерно, дэвы потеют; когда появляется мельница, дэвы приходят в смятение; когда появляется мука, дэвы начинают вопить; когда появляется хлеб, дэвы пугаются ещё больше».

В эпоху средневековья в земледелии и ирригационной технике прикопетдагской полосы происходят значительные изменения. Поля орошались из мелких арыков, которые питали горные ручьи, и многочисленных кяризов. Применялись и водоподъемные приспособления (чигири), приводимые в движение верблюдами. Появились водяные мельницы, заменившие ручные зернотерки, что значительно повысило производительность труда на помоле зерна и положительно повлияло на дальнейшее развитие земледелия. В долинах рек Теджен, Мургаб, Амударья оно развивалось быстрыми темпами.

В IX – XII веках предки нынешних туркмен были крупнейшими поставщиками сельскохозяйственной продукции, в том числе и пшеницы. Арабский географ ал-Макдиси (Х век) восхищался хлебом, который пекли в Нисе.

Далеко за пределами Туркменистана получили известность мервские купцы, у которых уже в VIII веке был в Багдаде свой квартал. Мерв являлся житницей Хорасана. На базарах города продавали пшеницу, хлеб, дыни, различные фрукты. В Мерв свозили зерно из Абиверда (Каахка) и Серахса.

Образование в XI веке Великой Туркмено-Сельджукской империи, раскинувшейся на территории Средней Азии, Ближнем, Среднем и Переднем Востоке, способствовало дальнейшему развитию городской и сельской культуры.

Однако в XIII веке монгольские полчища уничтожили цветущие оазисы. Были разрушены ирригационные сооружения туркмен, приводившие в восторг арабских и персидских путешественников. Народ-труженик взялся за оружие. Туркмены, беспрерывно защищаясь от алчных завоевателей, успевали обрабатывать землю, восстанавливать плотины. Автор XV века Хафиз-и Абру свидетельствует, что в оазисах Южного Туркменистана возделывались злаковые, огородные, бахчевые, садовые, технические культуры. Вновь распространилась слава о мервской пшенице – самой лучшей на Востоке. Хафиз-и Абру пишет: «Пшеница мервская тоже лучше, чем в других местах, и хлеб белее и приятнее на вкус».

К концу XVII века бесчисленные войны все же подорвали сельское хозяйство туркмен. Хотя хлебопашество не было уничтожено до конца, туркмены уже не могли обеспечивать себя собственным хлебом. Некоторые попытки царской власти России, в состав которой туркменские земли вошли в конце XIX века, не смогли улучшить положение, а политика центра в период советской власти, навязавшего туркменам монокультуру – хлопчатник, чуть было вообще не свела на нет площади под пшеницей. Те немногие хозяйства, которые специализировались на севе злаковых культур, производили всего несколько десятков тысяч тонн зерна.

И лишь с обретением независимости начался новый этап в развитии сельского хозяйства. С самого его начала президент Туркменистана Сапармурат Ниязов стал строить свою политику в реформировании аграрного сектора так, чтобы крестьянин смог почувствовать себя истинным хозяином земли. Ссылаясь на богатый опыт наших мудрых предков, лидер нации научно обосновал возможность полного обеспечения всего населения нашего государства хлебом собственного производства.

В первые годы независимости не все верили в возможность решить эту задачу. Однако серьезная государственная поддержка сельских товаропроизводителей, когда правительство взяло на себя 50 процентов расходов на использование техники и минеральных удобрений, предоставило ряд других льгот, закупило высокопроизводительную технику ведущих фирм мира, способствовала тому, что уже к началу нового века Туркменистану удалось добиться поставленной цели — полностью обеспечить население страны собственным зерном.

Конечно же, следует воздать должное самоотверженному труду земледельцев, которым приходится растить и собирать урожай в столь сложных природных и климатических условиях. Их работа на зерновых нивах – настоящий подвиг. Сегодня можно говорить о том, что на землю Туркменистана возвращается подлинный хозяин. Тот самый, который всегда у туркмен был в почете. Не зря в народе по этому поводу бытует ряд поучительных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Кому пшеницу сеять весной не лень, не клянчит у соседей зимой ячмень», «Похудеешь, покудова пашешь да жнешь, потолстеешь, когда урожай соберешь», «Не знает вкуса хлеба тот, кто хотя бы день под раскаленным небом не подержал кетмень», «На той земле, где наш пролился пот, не то что просо – золото растет», «Если урожай твой плох, сам виноват, а не Бог».

Овез ГУНДОГДЫЕВ,
Заведующий отделом археологии и этнологии
Государственного института культурного наследия
народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока
при президенте Туркменистана, профессор

От редакции

Совсем недавно под руководством нашего автора Овеза Гундогдыева и профессора Фредерика Хиберта из США завершился полевой сезон совместной туркмено-американской международной археологической экспедиции в Анау. Раскопки на Южном холме Анау производили научные сотрудники отдела археологии и этнологии Государственного института культурного наследия народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока при президенте Туркменистана и Национального географического общества США. Одной из самых значимых находок экспедиции явилось обнаружение обугленных зерен «ак бугдая» и ячменя. Они находились в слое, датируемом II тысячелетием до нашей эры. Если ранее туркменские ученые пользовались только материалами лабораторий, не имея в наличии зерен пшеницы, то теперь они располагают целой горстью хорошо сохранившейся белой пшеницы. И это не просто пшеница, из которой варили всевозможные каши, а именно «ак бугдай», с определенной структурой, позволяющей выпекать хлеб. Таким образом, вновь получает свое подтверждение вывод о существовании на территории Туркменистана древней земледельческой культуры.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s